Онлайн радио #radiobells_script_hash
Наши исполнители
Форма входа
Логин:
Пароль:
Рекомендуем

Онлайн всего: 4
Гостей: 4
Пользователей: 0


  • Рекомендуем для просмотра сайта использовать браузер Firefox

  • Наша кнопка!


    Опрос
    Опрос сайта
    Нужны ли в армии срочники
    javascript:; javascript:;
    Всего ответов: 466

    Друзья сайта
    Ссылки

    Яндекс цитирования

    Сайт заслуженного журналиста Украины Сергея Буковского. Репортажи из

    Art Of War - Военно-исторический литературный портал

    Объединение сайтов о спецподразделениях ПВ КГБ СССР в Афганистане 1979-1989

    Война в Афганистане

    Православный Мир
    Жанна Бичевская - Верую (2000)

    http://warchanson.ru/3/1254206697_cover.jpg
    Просмотров:7623
    20.04.2010(10:44)
    Категория:

    Но, продолжу рассказ папы:
    "Наш мотострелковый полк дислоцировался в полевом лагере в пригороде столица Чехословакии - Праги. Приходилось очищать город от складов с оружием, нести караульную и патрульную службу, обеспечивать работу хлебопекарней и предприятий, снабжать местных жителей продуктами питания. Вместе с нашими войсками в подавлении мятежа участвовали войска из Польши, Венгрии, Болгарии и Германской Демократической республики".
    Несколько раз я слышал рассказ отца о том, как к ним в полевой лагерь приходил пожилой чех. Естественно, кроме общения и разговоров с местным жителем (по-русски он говорил бегло) в полку его всегда хорошо кормили. В благодарность за это чех всегда приносил корзину яблок, помидор, ягод. Не хотелось бы ставить под сомнение слова отца, но, по его рассказам, чех ругал руководство страны за необдуманность действий и хвалил Советскую Армию за то, что она очень дружески относится в местному населению. Именно так, дружески и с большим терпением. Совсем недалеко от 83 полка располагался полк Национальной народной армии ГДР. Отец рассказывал, что восточногерманским солдатам также приходилось нести службу по охране и обороне важных объектов в Праге. Немцев местный народ не любил, и стремился как-то оскорбить, спровоцировать на какой-нибудь инцидент. И если советский солдат просто терпел такие действия, то немцы принимали самые суровые и действенные меры. Как пример, приведу, не дословно, а по смыслу, один случай, рассказанный папой. На одном из постов возле правительственного здания стояла бронемашина армии ГДР. В дневное время возле неё начала собираться толпа молодёжи, выкрикивающая оскорбления, угрозы, лозунги. Видя, что толпа всё ближе и ближе подходит к бронетранспортёру, немецкий солдат мелом нарисовал круг вокруг машины, радиусом метров 20, похлопал рукой по автомату и уселся на броню машины, поигрывая на губной гармошке. Толпа, не обращая внимание на линию, всё ближе подходила у БТРу. Как только нога первого человека пересекла линию, немецкий солдат взял в руки автомат, передёрнул затвор и дал очередь над головами чехов. Толпа отступила за линию. Немец выразительно показал автоматом, что в следующий раз будет стрелять прямо в толпу. Привыкнув к тому, что советские солдаты иногда могут угрожать, но никогда не применяют оружие по мирным жителям, демонстранты решили "испытать судьбу" и вновь пересекли линию. Немец, не торопясь, поднял автомат и дал короткую очередь прямо в толпу. После этого митингующие бросились наутёк, не забыв забрать раненых, а возможно и убитых. Я не отношу себя к приверженцам жестоких мер, однако, только такие действия, порой, позволяют избежать лишних жертв. Ведь никто больше из этой толпы не осмеливался испытывать терпение немецких солдат. Да и другим, я уверен, не советовали проводить подобные эксперименты.
    17 октября 1968 г. начался поэтапный вывод союзных войск с территории Чехословакии, который завершился к середине ноября.
    В документах отца я нашёл очень ценную для меня и интересную для истории записку, в которой отмечаются периоды действий 83 гвардейского мотострелкового полка в Чехословакии. Приведу её полностью и без искажений:
    "24.7.68 г. вышли в район сосредоточения к границе с ЧССР.
    20.8.68 г. в 23.45 перешли границу.
    21.8.68 г. в 7.30 вошли в Прагу.
    30.8.68 г. в 2.00 снята охрана с объекта ?2 - караульный городок Министерства обороны.
    6.9.68 г. в 3.00 снята блокада с объекта ?40 - Министерство государственной безопасности ЧССР.
    7.9.68 г. в 5.00 снята блокировка с объекта ?6 - Генеральный штаб ВС ЧССР.
    11.9.68 г. в 0.20 снята 1 танковая рота с объекта ?1 - караул батальона охраны Министерства обороны.
    11.9.68 г. в 20.00 вышли из Праги и расположились в 4 км западнее Праги.
    15.9.68 г. в 21.00 заменена комендатура в г. Литомержище (возвращена в часть).
    10.10.68 г. Организована комендатура в Прага-7 (старший - заместитель командира полка п/п-к Беляев).
    9.11.68 г. проведена погрузка танков в 2 эшелона.
    11.11.68 г. вышли из Чехословакии.
    12.11.68 г. в 13.30 прибыли в пункт постоянной дислокации".
    Возвращение наших войск из Чехословакии проходило очень торжественно. От самой границы колонны советских воинских частей сопровождали почётные эскорты ННА ГДР. Ну, а дома всех ждали жёны и дети, которых они не видели почти пол года. Я, хоть и был ещё мальчуганом, отлично помню момент, когда мотострелковый полк отца вернулся из Чехословакии. Всех нас, школьников, учителя вывели на Бранденбургское шоссе, которое проходило возле забора части, встречать возвращающиеся войска. Вывели с таким расчётом, чтобы ожидания не заставили скучать ребятишек. И вот, появилась колонна. Оркестр заиграл марши. Впереди на трёх зелёных военных машинах "Трабант", с флагами СССР и ГДР ехал почётный эскорт ННА ГДР. За ним - управление полка с боевым знаменем, и дальше - мотострелковые батальоны на БТР-152, транспортные и специальные машины. Колонна въехала через ворота КПП на территорию части. Чтобы сократить путь до штаба полка, я перелез через забор (мальчишке всё можно) и почти одновременно с машинами штаба полка был на месте. Встретил отца, расцеловались с ним, он быстро расспросил меня о маме, сестре, сказал, чтобы я бежал домой, а он через часик-другой придёт. Не хотелось уходить (уж больно соскучился, и вокруг было слишком много интересного), но отца нужно было слушать, иначе имелась возможность "получить на орехи". За успешное выполнение правительственного задания отец был награждён второй медалью "За боевые заслуги".
    Несмотря на то, что при вводе войск стран Варшавского Договора боевые действия не велись, потери имелись. Так, в ходе передислокации и размещения советских войск (с 20 августа по 12 ноября) в результате действий враждебно настроенных лиц погибло 11 военнослужащих, в том числе один офицер; ранено и травмировано 87 советских военнослужащих, в том числе 19 офицеров.
    Кроме того, погибло в катастрофах, авариях, при неосторожном обращении с оружием и боевой техникой, в результате других происшествий, а также умерло от болезней - 87 человек.
    В 1969 году отец был уволен из рядов Вооружённых Сил, прослужив, в общем и целом 28 лет, в звании подполковника. В 2001 году папе, как инвалиду войны, было присвоено очередное воинское звание полковник.
    Службу проходил в должностях:
    -командир танка (с 14.1.1943 г. по 15.5.1943 г.);
    -командир танкового взвода(с 15.5.1943 г. по 1..1944 г.);
    -адъютант штаба батальона ( помощник начальника штаба батальона) (с 1.1.1944 г. по 1.6.1946 г.);
    -начальник штаба батальона (с 1.6.1946 г. по 1.12.1948 г.);
    -помощник начальника штаба полка по учёту личного состава(с 1.12.1948 г. по 17.5.1951 г.);
    -ПНШ полка (с 17.5.1951 г. по 4.2.1961 г.);
    -СПНОО штаба дивизии (с 4.2.1961 г. по 22.5.1962 г. );
    -начальником штаба полка (с 2.5.1962 г. по 1.7.1969 г.).
    Маленькие штрихи.
    Хотелось бы ещё не один раз сказать моему папе огромное спасибо за всё, что он сделал для меня, моей сестры, наших детей и внуков. Это не пустые слова, которые "принято говорить после смерти" близкого нам человека. И фраза: "О покойных или хорошее, или - ничего" не сможет заставить меня, даже в этот момент, говорить что-то не искреннее, заведомую ложь, "подслащенную правду". Я хочу, и буду говорить правдивое восприятие своего отношения к моему отцу, отмечать всё то, что заставило меня стать именно таким, каким я есть, а не каким-то другим.
    Во-первых, благодаря папе и маме я появился на свет. Что такое растить детей, большинство из вас знают. Растить двоих детей в семье военного - это дополнительная трудность. В отличие от гражданской "ячейки общества", семья военного человека получила от государства неограниченную возможность "посмотреть мир". Хорошее выражение, только вот, сколько трудностей и невзгод оно подразумевает? Народная пословица гласит: "Два переезда приравниваются к одному пожару". Это не утрирование! Часто вещи на второй раз после разборки-сборки рассыпались на запчасти, и к дальнейшему использованию становились не пригодными. Человек в погонах, особенно во времена Советского Союза, имел возможность "поездить по свету" в полном объёме этого выражения. Мой отец вкусил "прелести" переездов семь раз. Причём, эти переезды он совершил вместе с семьёй. Во времена существования СССР, в среде гражданских людей, особенно среди неудачников, бытовало мнение: "Вот, офицер, почти ничего не делает, ничего не производит, ходит в одежде (военной форме), выданной государством, получает большие деньги, да ещё и на пенсию уходит в 45 лет!" Внешне для кого-то это выглядит именно так. Но, не все понимают, сколько трудностей, напряжения, лишений скрыто под этим? Не хочу углубляться в полемику и "обсасывание" данного вопроса. Кто знает - поймёт, кто не знает - тому никогда и ничего не докажешь. В таком случае мне всегда хочется задать два вопроса: "Неужели, государство у нас было совсем бестолковое, что так много внимания уделяло армии? А кто вам мешал пойти в военное училище, прослужить "ничего не делая" 25 и более лет, и в 45 лет уйти на пенсию?"
    Во-вторых, практически всё, что я умею делать, закладывалось у меня с детства под непосредственным руководством моего папы. Всем известно, что если глава семьи ничего не умеет, забивает гвоздь в стену тремя ударами, один из которых - по пальцу, не знает, с какой стороны подойти к сантехнике, в этой семье, как правило, дети также ничего не умею. Да и откуда им всему научиться? Ведь нет наглядного примера. Мой отец умел делать всю "мужскую" работу. Именно - всю. Подтверждением этого может служить тот факт, что у него всегда был полный набор простейших, свойственных XX веку инструментов, необходимых для проведения работ с металлом, деревом, бетоном, керамической плиткой, кожей, пластмассой и другими материалами. Отличительной чертой папы было то, что если он задумывал что-то сделать серьёзное, эта работа начиналась с составления подробного чертежа и скрупулёзных расчётов. После этого, производилась подготовка необходимых заготовок, подгонка и только после этого - сборка изделия. То, что было сделано моим отцом в его и моей квартире, квартирах сестры и племянницы, стоит до сих пор. Качественные, прочные, надёжные шкафчики, антресоли, полочки, тумбочки и так далее. Плитка в кухне и ванной уложена тоже его руками. Поверьте мне, эта плитка положена на века, прочным (не "песочным") раствором. Ровненько, гладенько. Ремонт обуви производил он тоже сам, используя "фамильный" инструмент моего деда. Да разве можно перечислить, всё, что за свою жизнь делал и сделал отец. Всему этому папа с детства обучал и научил меня и мою сестру. И теперь, для того, чтобы выполнить любую работу по дому, ни мне, ни сестре нет необходимости вызывать узких специалистов.
    В-третьих, являясь сам образцом педантизма, тщательности и продуманности всех действий, отец этому учил и нас, своих детей и внуков. Не удивительно, что и сейчас любая поездка, или даже выход на длительный промежуток времени из дома, сопровождается у всех нас составлением списка вещей, которые необходимо взять с собой. Только вот методы отмечания в списке взятых уже вещей у каждого свой собственный. Отец просто вычёркивал в списке, я - отмечаю "галочкой". Возможно, это у кого-то вызовет усмешку. "Записывают те, у кого нет памяти!" Не правда! Даже обладающий феноменальной памятью человек не в состоянии всего "упомнить". Составление списка заставляет всё продумать, взвесить, рассчитать. Да и укладывать вещи значительно легче, когда по списку "распределяешь" их объём и вес. Опять же, поверьте мне на слово, эта система отца здорово помогает в жизни и учит вдумчивому отношению ко всем вопросам. Он научил меня, я научил своих детей, а они, надеюсь, научат своих детей. Хорошее должно продолжать жизнь из поколения в поколение.
    В-четвёртых. Сам, уйдя воевать с неполным средним образованием и получивший аттестат об окончании 10-ти классов только в 1958 году, отец умел и любил получать новые знания. Не зря у него имелась, как приложение к аттестату, серебряная медаль. В отличие от папы, хоть учёба мне давалась легко, но "сидеть за партой" мне не очень нравилось. И, опять же, "умением учиться" я обязан отцу. Именно он помогал мне создавать свою систему более лёгкого восприятия и усвоения всего нового. Это касалось и запоминания таблицы умножения, и тригонометрических функций, и истории, и химии. Он учил нас правильно строить свой ответ, что в дальнейшем помогало готовить любое выступление перед любой аудиторией. Повторюсь, во всём была система, плановость, продуманность.
    В-пятых, "школа" отца всегда помогала и до сих пор помогает в работе. Папа учил: "Не нужно "лебезить" перед начальством, "лезть в глаза", подстраиваться и подлизываться. Таких людей не любят не только окружающие, но и презирают сами начальники. Веди себя естественно, выполняй свои обязанности, "болей" за порученное дело. Твой труд, твои старания всегда заметят и достойно вознаградят!" Он был прав не на 100, а на 200%. Как работника, руководителя, исполнителя отца ценили везде и всегда - и в армии, и в народном хозяйстве. Не любили его начальники только за то, что в любой ситуации он высказывал всю правду "в лоб", не сдерживался тогда, когда это было можно, когда руководитель был в корне не прав, но стремился свою правоту доказать властью. Поэтому, в большинстве его армейских характеристик можно прочитать фразу: "Учиться быть сдержанным". Папа знал за собой этот недостаток, но вот в силу характера сдержаться не мог. А вот меня сдержанности он научил. Научил вместе с мамой, которая в любых ситуациях была "дипломатом". Поэтому, отец гордился моими достижениями в службе. Гордился достижениями и успехами внука и внучек. Гордился тем, что везде и всегда работники семьи Чеботарёвых ценились и были на хорошем счету.
    В-шестых, сам практически не употребляя спиртных напитков, отец научил и нас смотреть на все "горячительные" напитки как на бытовое "зло", может быть иногда и нужное, но без чего обойтись можно и нужно. Семейная традиция, установленная папой, а может быть, даже, скорее всего, кем-то из его предков, требовала быть умеренным в употреблении спиртного. "Можешь выпить, но знай меру! Оставайся в любом случае человеком!"
    В-седьмых, пройдя большую часть службы на штабных должностях, папа выработал свою систему и "школу" штабной культуры. Очень красиво писал, прекрасно чертил, неплохо рисовал, умел "работать" с любыми печатными и графическими документами. Смею вас уверить, эта черта характера не "даётся от рождения". Термин "штабная культура" приобретает свой смысл только тогда, когда её "шлифуют" из года в год, постепенно повышая уровень. Но вот основы её можно и нужно заложить с детства. Ведь этот термин определяет не только военный смысл, но и гражданский. Он подразумевает тщательность, аккуратность и продуманность выполнения любого документа, любой официальной бумаги, любой схемы и чертежа. У кого-то может возникнуть вопрос: "А для чего это нужно?" Разъясняю. Представьте себе, что вам принесли какую-то бумагу, заявление, просьбу, написанную "корявым", неразборчивым подчерком, с массой грамматических ошибок. Для того, чтобы прочитать эту бумагу, разобраться в смысле написанного, у вас уйдёт масса времени и нервов. Мало того, в процессе чтения и "разбора каракуль" в вашей душе, постепенно, начнёт накапливаться непроизвольное раздражение и негативное отношение к составителю этого документа. Как вы думаете, это заявление будет рассмотрено быстро и с положительным результатом? Меня же отец, на своём примере, учил писать разборчиво, кратко, доходчиво. Сам, обладая каллиграфическим подчерком, он и меня учил, как сделать подчерк лучше, понятнее. Всё очень просто. В рукописном письме слова папа писал "отрывая" букву от буквы. Этакое "книжное" написание слов. Действительно, выписывая буквы, хоть и ровненько, однако, раздельно в словах, можно было добиться повышения разборчивости подчерка. Я научился и научил этому своих сына и дочь. Хоть подчерк папы был уникальным и его невозможно было спутать с другим чьим то, однако, стиль этот не утрачен. Он перешёл в следующие поколения.
    Можно продолжать перечень всего того, чем я, все мы, обязаны нашему папе и дедушке. Список этот огромен. Каждый из его потомков может с благодарностью вспомнить что-то своё, близкое, памятное. И то, как дед прибегал к своей старшей внучке, чтобы помочь нянчить правнучку. И то, как учил всех собирать ягоды в лесу. И то, как он умел петь. А пел он уникально. Обычно, в компании, когда пели песни, отец "вёл" не первую, сольную партию, а вторил. Пел не громко, но очень чисто, никогда не сбиваясь с тональности и не фальшивя. Кто хоть немного знаком с музыкой, знает, как это трудно - петь вторым голосом. Это, несомненно, большой талант.

    Моему поколению, родившемуся через 10-20 лет после Великой Отечественной войны, не довелось застать военный и послевоенный голод, разруху и восстановление тех мест, по которым "прокатилась" эта война. Многое мы не видели, но, по рассказам наших отцов и матерей, дедов и бабушек, ветеранов той страшной поры, были знакомы. Да! Историю и этапы второй мировой войны знали все мои сверстники. Мы воспитывались на этой истории. Впитали её в себя с молоком матерей. Да и идеология бывшего Советского Союза строилась, в первую очередь, не том, чтобы воспитать молодёжь патриотами своей страны. Не хочется говорить за всю молодёжь того времени, однако, факт остаётся фактом. Большинство из нас были готовы "до хрипоты" спорить с теми, кто пытался очернить лидирующую роль народа СССР в разгроме фашистской Германии. А стать военным и защищать свою Родину мечтали многие мальчишки моего времени. Я застал ещё то время, когда конкурс для поступления в военное училище составлял более 10 человек на место. Сам я прослужил в Вооружённых Силах 27 лет. И мне искренне жаль, что ТО ВРЕМЯ кануло в лета.
    Не ставлю себе задачей ругать новое поколение молодёжи. Так было в далёкие времена, так происходит и сейчас. Каждое поколение считает, что их дети делают что-то не так, как сделали бы они. Ругать молодёжь - право возраста. Но и хвалить ведь порой бывает не за что. Как-то несколько раз мне пришлось в канун Дня защитника отечества вместе с ветеранами Великой Отечественной войны выступать перед школьниками местных школ. Неприятно ударило по сознанию то отношение детей к рассказам ветеранов, которое эти ребятишки явно продемонстрировали в процессе выступлений этих участников боевых действий. Методом беседы я попытался выяснить, что же кроется за этим безразличием и невниманием. "Ларчик" открылся совсем просто. Оказалось, современные школьники имеют довольно смутное представление о том, что происходило в мире, и конкретнее, на территории Белоруссии, России и Украины в период 1941-1945 годов. Им это было не интересно, скучно, "до фонаря"! Почему? В чём причина? Неужели для того, чтобы помнить подвиги своих предков, необходима очередная военная "встряска"? Как можно так быстро (всего чуть больше чем через пол века) забыть те десятки миллионов жизней, которые забрала эта война? Нет, нельзя! Не должны! Не имеем право. Пусть для этого, хоть малой толикой, послужит этот рассказ. Повествование о том, кто видел смерть, кто горел в танке, залечивал полученные в боях раны на койках госпиталей, освобождал города, посёлки и концентрационные лагеря.

    Информация о возрастном ограничении Проголосуй за Рейтинг Военных Сайтов! Рейтинг Военных Ресурсов