Описание: Этот труд афонского преподобного Никодима Святогорца, переведенный и адаптированный святителем Феофаном Затворником, давно стал излюбленным чтением православных. Книга повествует о той невидимой битве, которую каждый христианин, в течении всей сознательной жизни, ведет со врагами своего спасения. В книге обозревается поле этой битвы, излагаются методы ведения борьбы, раскрываются способы использования духовного оружия, которое есть в нашем распоряжении.
Приведем слова Святителя Аверкия Джорданвилльского: «Когда я добрался до этих книг, они особенно поразили меня не только своим содержанием, но и особенным духовным ароматом, который от них исходил. Читая эти книги, я просто упивался этим дивным благоуханием, и мне было жаль расставаться с этими книгами и ставить их назад в шкаф на полку. Так я познакомился с книгой «Невидимая Брань», которая произвела на меня глубочайшее впечатление...» Предлагаем и Вам, нашим дорогим слушателям, насладиться этим благоуханием и задуматься, как победить в этой битве, как не допустить духам злобы смертельно ранить сердце, как поддержать находящихся рядом соратников.
Предисловие
Часть первая
Глава первая. В чем состоит христианское совершенство. Для стяжания его необходима брань. Четыре вещи, крайне потребные для успеха в сей брани.
Глава вторая. Никогда ни в чем не должно верить себе самим и надеяться на самих себя.
Глава третия. О надежде на единого Бога и уверенности в нем.
Глава четвертая. Как можно узнать, с ненадеянием ли на себя и совершенною надеждою на Бога действует кто.
Глава пятая. О погрешительности мнения тех, которые почитают чрезмерную печаль добродетелью.
Глава шестая. Некоторые ведения, служащие к очертанию предела и пространства неверия себе и полного упования на Бога.
Глава седьмая. О том, как надлежит нам упражнять ум свой, чтобы он не недуговал неведением.
Глава восьмая. О том, почему неправо судим мы о вещах и как стяжать правые о них суждения.
Глава девятая. О хранении ума от бесполезного многоведения и праздной пытливости.
Глава десятая. Как обучить волю свою, чтобы она во всех делах своих, внутренних и внешних, как последней цели искала одного благоугождения Богу.
Глава одиннадцатая. Некоторые напоминания, могущие подвигать волю нашу на желания всяким делом благоугождать Богу.
Глава двенадцатая. О многих желаниях и стремлениях, сущих в человеке, и о борьбе их между собою.
Глава тринадцатая. О том, как надлежит воевать против бессловесной воли чувственной, и о деланиях, какие должна проходить воля, чтобы стяжать навык в добродетелях.
Глава четырнадцатая. Как быть, когда высшая, разумная воля кажется совсем будто побеждаемой волей низшей и врагами.
Глава пятнадцатая. О том, что брань надо вести непрестанно и мужественно.
Глава шестнадцатая. Как воину Христову следует утром устрояться на брань.
Глава семнадцатая. В каком порядке следует нам поборать свои страсти.
Глава восемнадцатая. Как поборать внезапно поднимающиеся движения страстей.
Глава девятнадцатая. Как поборать плотские страсти.
Глава двадцатая. Как побороть нерадение
Глава двадцать первая. Об управлении и добром пользовании внешними чувствами.
Глава двадцать вторая. О том, что те же чувственные предметы, о которых мы говорили, бывают средствами и орудиями к доброму управлению наших чувств, если от них будем мы переходить к помышлению о воплощении Бога Слова и о таинствах его жизни, страданий и смерти.
Глава двадцать третия. Как от чувственных впечатлений переходить к нравственно-назидательным урокам.
Глава двадцать четвертая. Общие уроки об употреблении чувств.
Глава двадцать пятая. О том, как управлять языком.
Глава двадцать шестая. Как исправлять воображение и память.
Глава двадцать седьмая. Воину Христову надлежит всевозможно избегать тревог и смятений сердечных, если желает добре препобеждать врагов своих.
Глава двадцать восьмая. Что делать, когда бываем уранены на брани.
Глава двадцать девятая. Какого порядка держится диавол в ведении брани духовной со всеми и как прельщает людей разных состояний нравственных.
Глава тридцатая. Как диавол утверждает грешников в рабстве греху.
Глава тридцать первая. Как враг удерживает в своих сетях тех, кои сознали бедственное свое положение и хотят избавиться от него, а к делу не приступают. И отчего добрые наши намерения нередко не приводятся в исполнение.
Глава тридцать вторая. О кознях врага против тех, которые вступили на добрый путь.
Глава тридцать третия. Как враг отклоняет от добрых дел и портит их.
Глава тридцать четвертая. Как враг самые добродетели обращает во вред делателям.
Глава тридцать пятая. Некоторые указания, благопотребные в деле препобеждения страстей и стяжания добродетели.
Глава тридцать шестая. О порядке стяжания добродетелей.
Глава тридцать седьмая. Какие расположения требуются для успеха в стяжании добродетелей вообще и как вести дело навыкновения к одной какой.
Глава тридцать восьмая. В добродетелях упражняться надобно со всем усердием и непрестанно.
Глава тридцать девятая. Не должно убегать встречающихся случаев к доброделанию.
Глава сороковая. Должно любить случаи к добродетелям особенно затруднительные.
Глава сорок первая первая. Как в разных случаях можно преуспевать в одной и той же добродетели.
Глава сорок первая вторая. Сколько времени надлежит упражняться в каждой добродетели и какие признаки преуспеяния в ней.
Глава сорок третия. О том, что не следует слишком сильно желать освобождения от претерпеваемых скорбей, предаваясь всецело в волю Божию.
Глава сорок четвертая. Предостережение от злых советов диавола в добром.
Глава сорок пятая. Если судим строго ближних, то это от высокого о себе мнения и от наущения вражеского. Как преодолеть эту склонность
Глава сорок шестая. О молитве.
Глава сорок седьмая. Что такое умная, или внутренняя, молитва и каких видов она бывает.
Глава сорок восьмая. Как научиться молиться сим образом.
Глава сорок девятая. О молитве своей, самим молящимся слагаемой.
Глава пятидесятая. О кратких молитовках, или кратких молитвенных к Богу воздыханиях.
Глава пятьдесят первая. О молитве Иисусовой.
Глава пятьдесят вторая. Способствование к успеху в навыкновении молитве.
Глава пятьдесят третия. Дело молитвы в невидимой брани.
Часть вторая.
Глава первая. О пресвятом Таинстве Евхаристии.
Глава вторая. Как надлежит принимать святое Таинство Евхаристии, или принимать Христа Господа таинственно — в таинствах.
Глава третия. Как углублением в Таинство Евхаристии возгревать в себе любовь к Богу.
Глава четвертая. О причащении духовном.
Глава пятая. О благодарении Бога.
Глава шестая. О преданности в волю Божию.
Глава седьмая. О сердечной теплоте и об охлаждении и сухости сердца.
Глава восьмая. О хранении и испытании совести.
Глава девятая. О приготовлении к брани с врагами в час смертный.
Глава десятая. О четырех бывающих в час смерти искушениях вражеских. Первое искушение — против веры — и о способе преодоления его.
Глава одиннадцатая. Второе искушение в час смерти — отчаянием.
Глава двенадцатая. Третье искушение в час смерти — тщеславием.
Глава тринадцатая. Четвертое искушение в час смерти — призраками.
Глава четырнадцатая. О духовном мире сердца.
Глава пятнадцатая. О способах к хранению мира внутреннего.
Глава шестнадцатая. Мало-помалу установляется мир в сердце.
Глава семнадцатая. Для мира сердца надо убегать почестей и любить смирение и нищету.
Глава восемнадцатая. Необходимо душе пребывать уединенною в себе, чтоб Бог осенил ее миром своим.
Глава девятнадцатая. О благоразумии в делах любви к ближним для мира душевного.
Глава двадцатая. Душе, обнажась от своей воли, надлежит предавать себя Богу.
Глава двадцать первая. Не ищи утех и наслаждений, а единого Бога.
Глава двадцать вторая. Не малодушествуй, когда отходит или пресекается внутренний мир.
Глава двадцать третия. Многи козни врага на разорение внутреннего мира: блюдись.
Глава двадцать четвертая. Не должно смущаться оскудением духовных чувств и другими внутренними искушениями.
Глава двадцать пятая. Искушения всякие во благо нам посылаются.
Глава двадцать шестая. Врачевство против смущения какими-либо легкими погрешностями и слабостями.
Глава двадцать седьмая. Смущенному тотчас надо восстановить мир душевный.